Основные направления бюджетной и налоговой политики города Омска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Омска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов обеспечивают преемственность направлений бюджетной и налоговой политики, определенных в предшествующем периоде, и разработаны в целях определения условий, используемых при составлении проекта и исполнении бюджета города Омска на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета города Омска на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, обеспечивающих его устойчивость и сбалансированность.
Основные направления бюджетной и налоговой политики в области доходов
1. укрепление и развитие доходной базы бюджета города Омска, обеспечение ее устойчивости в рамках исполнения полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральным законодательством, в том числе за счет:
а) проведения мероприятий по расширению налоговой базы бюджета города Омска, включая:
- проведение комплексных кадастровых работ;
- вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого или неэффективно используемого муниципального имущества;
- реализацию программы приватизации муниципального имущества города Омска;
- предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства права выкупа арендуемого муниципального имущества;
- проведение мероприятий по установлению правообладателей объектов недвижимости, являющихся объектами налогообложения, по которым истекли сроки принятия наследства;
- проведение мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в целях реализации Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- обеспечение реализации прав граждан на легализацию права собственности на земельные участки и объекты капитального строительства в рамках «гаражной амнистии»;
б) совершенствования нормативных правовых актов города Омска о местных налогах и введение новых налогов на территории города Омска по результатам мониторинга федерального законодательства о налогах и сборах;
в) проведения мероприятий муниципального контроля, включая:
- проведение мероприятий муниципального земельного контроля в целях обеспечения платности использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и обеспечение передачи в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области сведений о земельных участках, используемых не по целевому назначению, в соответствии с пунктом 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации;
- продолжение работы по выявлению объектов недвижимого имущества, нестационарных объектов, используемых (размещенных) без правовых оснований, с целью их дальнейшей легализации (при наличии законных оснований) или выноса (демонтажа);
- проведение мероприятий по легализации хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории города Омска, в рамках межведомственного взаимодействия с контрольно-надзорными органами;
г) осуществления контроля за соответствием кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства уровню рыночных цен;
д) проведения комплекса мероприятий по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью по доходам бюджета города Омска;
е) участия в организации и проведении информационной кампании налоговых органов по повышению налоговой грамотности граждан и привлечению их к уплате имущественных налогов в установленный срок;
2. предоставление финансовой поддержки гражданам, начинающим собственное дело, а также субъектам малого и среднего предпринимательства города Омска на конкурсной основе с учетом критериев, предусматривающих увеличение количества рабочих мест и поступлений налогов в бюджет города Омска;
3. проведение мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов города Омска в целях рассмотрения возможности оказания мер поддержки, направленных на ослабление последствий внешнего санкционного давления;
4. выработка предложений по установлению (оптимизация) налоговых преференций по местным налогам с учетом результатов оценки налоговых расходов города Омска, проведенной в соответствии с постановлением Администрации города Омска от 31 декабря 2019 года № 870-п «О Порядке оценки налоговых расходов муниципального образования городской округ город Омск Омской области», а также общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года № 796.
Основные направления бюджетной и налоговой политики в области расходов:
1. обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета города Омска, проведение взвешенной и ответственной долговой политики, направленной на оптимизацию муниципального долга города Омска и расходов на его обслуживание, в соответствии с ежегодно утверждаемыми Администрацией города Омска основными направлениями долговой политики города Омска на очередной финансовый год и плановый период;
2. достижение национальных целей развития Российской Федерации путем обеспечения участия в реализации национальных проектов и государственных программ Российской Федерации и Омской области в целях повышения качества жизни населения города Омска, создавая комфортную и безопасную городскую среду, за счет развития коммунальной, инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры, обеспечения благоприятной экологической обстановки, создания возможностей для самореализации и развития талантов граждан;
3. повышение эффективности бюджетной системы города Омска за счет применения программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего расходование бюджетных средств в увязке с конкретными результатами;
4. совершенствование структуры муниципальных программ города Омска, направленных на достижение целей, задач и целевых индикаторов развития города Омска, установленных Стратегией социально-экономического развития города Омска до 2030 года, с учетом текущей социально-экономической ситуации, необходимости выполнения целевых индикаторов и обеспечения достижения ожидаемых результатов;
5. привлечение застройщиков к участию в развитии социальной инфраструктуры города Омска;
6. повышение эффективности использования средств бюджета города Омска путем:
- недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками, установления и исполнения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных федеральными законами к вопросам местного значения городского округа;
- реализации мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения условий и целей предоставления полученных межбюджетных трансфертов, своевременности и полноты их освоения;
- поддержания оптимальных объемов и структуры бюджетных расходов на реализацию функций и полномочий органов местного самоуправления города Омска;
- привлечения муниципальными учреждениями города Омска внебюджетных ресурсов, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на обеспечение функционирования, в том числе на достижение установленных значений средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», и улучшение материально-технической базы учреждений;
- повышения эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств бюджета города Омска;
- применения предусмотренных федеральным законодательством конкурентных способов осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений города Омска, образующих экономию бюджетных средств при сохранении качественных характеристик приобретаемых товаров, работ и услуг;
7. повышение эффективности и качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ) за счет повышения ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципального задания, в том числе за счет реализации требований об обязательном возврате средств субсидии в бюджет города Омска в случае недостижения показателей, установленных в муниципальном задании;
8. продолжение совершенствования процесса управления муниципальным имуществом, в том числе путем изъятия имущества, не используемого для оказания муниципальных услуг (выполнения работ), его реализации (продажи) или сдачи в аренду за счет восстановления и реконструкции объектов муниципальной собственности в рамках соглашений о муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашений;
9. обеспечение непрерывности процесса капитального строительства объектов муниципальной собственности, начиная с разработки проектно-сметной документации и заканчивая вводом объектов в эксплуатацию;
10. сохранение достигнутого уровня соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Омской области;
11. обеспечение установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда;
12. повышение качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета города Омска;
13. сохранение высокого уровня открытости бюджетных данных, характеризующих прозрачность бюджетного процесса города Омска;
14. реализации мероприятий по развитию практик инициативного бюджетирования на территории города Омска в целях вовлечения граждан в решение вопросов местного значения;
15. реализация муниципального финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств путем осуществления:
- внутреннего муниципального финансового контроля;
- контроля за фактическим исполнением и результативностью реализации мероприятий муниципальных программ города Омска, направленных на достижение целей национальных, федеральных и региональных проектов (программ);
- казначейского сопровождения средств бюджета города Омска.