Омск
Официальный портал Администрации города Омска

Бюджет города Омска

Основные направления бюджетной и налоговой политики города Омска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов

Основные направления бюджетной и налоговой политики города Омска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов обеспечивают преемственность направлений бюджетной и налоговой политики, определенных в предшествующем периоде, и разработаны в целях определения условий, используемых при составлении проекта и исполнении бюджета города Омска на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета города Омска на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, обеспечивающих его устойчивость и сбалансированность.

Основные направления налоговой политики в области доходов

  1. Укрепление и развитие доходной базы бюджета города Омска, обеспечение ее устойчивости в рамках исполнения полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральным законодательством, в том числе за счет:
    • проведения мероприятий по расширению налоговой базы бюджета города Омска, включая:
      • проведение комплексных кадастровых работ;

      • вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого или неэффективно используемого муниципального имущества;

      • реализацию программы приватизации муниципального имущества города Омска;

      • предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства права выкупа арендуемого муниципального имущества;

      • проведение мероприятий по установлению правообладателей объектов недвижимости, являющихся объектами налогообложения, по которым истекли сроки принятия наследства;

      • проведение мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в целях реализации Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

      • обеспечение реализации прав граждан на легализацию права собственности на земельные участки и объекты капитального строительства в рамках «гаражной амнистии»;

    • совершенствования нормативных правовых актов города Омска о местных налогах и введение новых налогов на территории города Омска по результатам мониторинга федерального законодательства о налогах и сборах;
    • проведения мероприятий муниципального контроля, включая:
      • проведение мероприятий муниципального земельного контроля в целях обеспечения платности использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и обеспечение передачи в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области сведений о земельных участках, используемых не по целевому назначению, в соответствии с пунктом 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации;

      • продолжение работы по выявлению объектов недвижимого имущества, нестационарных объектов, используемых (размещенных) без правовых оснований, с целью их дальнейшей легализации (при наличии законных оснований) или выноса (демонтажа);

      • проведение мероприятий по легализации хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории города Омска, в рамках межведомственного взаимодействия с контрольно-надзорными органами;

    • осуществления контроля за соответствием кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства уровню рыночных цен;
    • проведения комплекса мероприятий по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью по доходам бюджета города Омска;
    • проведения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в целях реализации Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
    • обеспечения реализации прав граждан на легализацию права собственности на земельные участки и объекты капитального строительства в рамках «гаражной амнистии»;
    • продолжения работы по выявлению объектов недвижимого имущества, нестационарных объектов, используемых (размещенных) без правовых оснований, с целью их дальнейшей легализации (при наличии законных оснований) или выноса (демонтажа);
  2. Предоставления финансовой поддержки гражданам, начинающим собственное дело, а также субъектам малого и среднего предпринимательства города Омска на конкурсной основе с учетом критериев, предусматривающих увеличение количества рабочих мест и поступлений налогов в бюджет города Омска;
  3. Проведение мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов города Омска в целях рассмотрения возможности оказания мер поддержки, направленных на ослабление последствий внешнего санкционного давления;
  4. Выработка предложений по установлению (оптимизация) налоговых преференций по местным налогам с учетом результатов оценки налоговых расходов города Омска, проведенной в соответствии с постановлением Администрации города Омска от 31 декабря 2019 года № 870-п «О Порядке оценки налоговых расходов муниципального образования городской округ город Омск Омской области», а также общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года № 796.

Основные направления бюджетной политики и налоговой политики в области расходов

  1. Обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета города Омска, проведение взвешенной и ответственной долговой политики, направленной на оптимизацию муниципального долга города Омска и расходов на его обслуживание, в соответствии с ежегодно утверждаемыми Администрацией города Омска основными направлениями долговой политики города Омска на очередной финансовый год и плановый период;
  2. Достижение национальных целей развития Российской Федерации путем обеспечения участия в реализации национальных проектов и государственных программ Российской Федерации и Омской области в целях повышения качества жизни населения города Омска, создавая комфортную и безопасную городскую среду, за счет развития коммунальной, инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры, обеспечения благоприятной экологической обстановки, создания возможностей для самореализации и развития талантов граждан;
  3. Повышение эффективности бюджетной системы города Омска за счет применения программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего расходование бюджетных средств в увязке с конкретными результатами;
  4. Совершенствование структуры муниципальных программ города Омска, направленных на достижение целей, задач и целевых индикаторов развития города Омска, установленных Стратегией социально-экономического развития города Омска до 2030 года, с учетом текущей социально-экономической ситуации, необходимости выполнения целевых индикаторов и обеспечения достижения ожидаемых результатов;
  5. Привлечение застройщиков к участию в развитии социальной инфраструктуры города Омска;
  6. Повышение эффективности использования средств бюджета города Омска путем:
    • недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками, установления и исполнения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных федеральными законами к вопросам местного значения городского округа;
    • реализации мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения условий и целей предоставления полученных межбюджетных трансфертов, своевременности и полноты их освоения;
    • поддержания оптимальных объемов и структуры бюджетных расходов на реализацию функций и полномочий органов местного самоуправления города Омска;
    • поддержания оптимальных объемов и структуры бюджетных расходов на реализацию функций и полномочий органов местного самоуправления города Омска;
    • привлечения муниципальными учреждениями города Омска внебюджетных ресурсов, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на обеспечение функционирования, в том числе на достижение установленных значений средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», и улучшение материально-технической базы учреждений;
    • повышения эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств бюджета города Омска;
    • применения предусмотренных федеральным законодательством конкурентных способов осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений города Омска, образующих экономию бюджетных средств при сохранении качественных характеристик приобретаемых товаров, работ и услуг;
  7. Повышение эффективности и качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ) за счет повышения ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципального задания, в том числе за счет реализации требований об обязательном возврате средств субсидии в бюджет города Омска в случае недостижения показателей, установленных в муниципальном задании;
  8. Продолжение совершенствования процесса управления муниципальным имуществом, в том числе путем изъятия имущества, не используемого для оказания муниципальных услуг (выполнения работ), его реализации (продажи) или сдачи в аренду за счет восстановления и реконструкции объектов муниципальной собственности в рамках соглашений о муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашений;
  9. Обеспечение непрерывности процесса капитального строительства объектов муниципальной собственности, начиная с разработки проектно-сметной документации и заканчивая вводом объектов в эксплуатацию;
  10. Сохранение достигнутого уровня соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Омской области;
  11. Обеспечение установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда;
  12. Повышение качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета города Омска;
  13. Сохранение высокого уровня открытости бюджетных данных, характеризующих прозрачность бюджетного процесса города Омска;
  14. Реализации мероприятий по развитию практик инициативного бюджетирования на территории города Омска в целях вовлечения граждан в решение вопросов местного значения;
  15. Реализация муниципального финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств путем осуществления:
    • внутреннего муниципального финансового контроля;
    • контроля за фактическим исполнением и результативностью реализации мероприятий муниципальных программ города Омска, направленных на достижение целей национальных, федеральных и региональных проектов (программ);
    • казначейского сопровождения средств бюджета города Омска.

Динамика основных параметров бюджета города Омска

►Представление материалов раздела в формате диаграмм временно находится на старой версии сайта.
Динамика основных параметров бюджета города Омска, млрд. руб.
2021 год Темпы роста к 2020 году 2022 Темпы роста к 2021 году 2023 Темпы роста к 2022 году 2024
Доходы 26,19 116,50 34,02 129,90 40,78 119,87 45,89
Расходы 26,86 118,64 34,50 128,44 40,96 118,72 47,20
Дефицит (–)
Профицит (+)
–0,67 418,75 -0,48 71,64 -0,18 37,50 -1,31

Темпы роста
к 2023 году
2025 Темпы роста
к 2024 году
2026 год Темпы роста
к 2025 году
2027 год  Темпы роста
к 2026 году
Доходы 112,53 38,47 83,83 36,44 94,72 35,45 97,28
Расходы 115,23 39,24 83,14 36,66 93,43 35,4 95,56
Дефицит бюджета х -0,77 х -0,22 х 0,05 х

Решение о бюджете города Омска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов

Динамика и структура доходов бюджета города Омска, млн. руб.
2021 год 2022 год 2023 год 2024 год 2025 год 2026 год 2027 год
Доходы бюджета, всего: 26 187,72 34 015,96 40 780,92 45 887,07 38 470,47 36 435,23 35 447,72
Налоговые и неналоговые доходы, всего: 12 626,39 14 293,88 19 284,43 19 818,89 21 568,57 22 570,47 23 505,31
Налоговые доходы, из них: 9 263,38 10 620,49 14 864,71 15 246,16 17 068,52 17 966,97 18 840,60
— налог на доходы физических лиц 5 543,11 6 363,44 8 912,70 9 102,54 9 554,52 10 208,71 10 840,47
— налоги на совокупный доход 1 588,76 1 778,86 1 785,84 3 324,55 4 835,73 5 058,76 5 295,82
— транспортный налог 554,71 589,18 598,53 623,30 625,26 648,75 648,75
— налог на имущество физических лиц, земельный налог 1 264,59 1 574,36 1 565,46 1 755,47 1 736,17 1 736,17 1 736,17
— прочие налоговые доходы 312,21 314,65 290,12 440,30 316,84 314,58 319,39
Неналоговые доходы, из них: 3 363,01 3 673,39 4 279,25 4 572,73 4 500,05 4 603,50 4 664,71
— доходы от использования имущества, находящегося
в муниципальной собственности (аренда)
1 438,65 1 594,82 2 229,97 1 905,60 1 770,54 1 809,69 1 862,16
— доходы от продажи имущества 269,91 225,59 274,66 385,17 230,47 232,36 217,97
— прочие неналоговые доходы 1 654,45 1 852,98 1 774,62 2 281,96 2 499,04 2 561,45 2 584,58
Безвозмездные поступления 13 561,33 19 722,08 24 748,05 26 068,18 16 901,90 13 864,76 11 942,41

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые и неналоговые доходы бюджета города Омска на плановый период определены на основании прогнозов, предоставленных главными администраторами доходов бюджетов согласно утвержденным ими методикам прогнозирования поступлений доходов в бюджет города Омска.

ППри определении объема поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Омска применены нормативы отчислений, установленные статьей 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Единые нормативы отчисления от налога на доходы физических лиц, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и транспортного налога применены в соответствии с Законом Омской области от 27.07.2007 № 947-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Омской области". Дополнительные нормативы отчисления федеральных и региональных налогов субъектом Российской Федерации для бюджета города Омска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов не установлены.

Расходы бюджета города Омска

2021 год 2022 год 2023 год 2024 год 2025 год 2026 год 2027 год
Расходы бюджета, всего: 26 856,96 34 498,84 40 962,44 47 199,20 39 237,15 36 657,23 35 397,22
Программные расходы 25 960,63 33 248,15 39 652,41 45 713,71 37 637,76 34 490,37 32 633,07
Непрограммные расходы 896,33 1 250,69 1 310,03 1 485,49 1 599,39 2 166,86 2 764,15

Распределение расходов по муниципальным программам

2025 год 2026 год 2027 год
Развитие образования 20 762,27 18 648,36 17 607,43
Развитие дорожного хозяйства и транспортной системы 7 169,30 6 870,25 5 694,46
Формирование комфортной городской среды 1 884,55 1 870,17 1 870,17
Обеспечение населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами 2 042,78 1 201,74 1 148,56
Развитие культуры 1 454,64 1 423,18 1 486,91
Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики 1 219,73 1 550,80 1 850,81
Управление муниципальными финансами 1 376,16 1 385,20 1 384,38
Социальная поддержка граждан и развитие общественных отношений 701,84 673,98 723,35
Повышение эффективности системы муниципального управления 407,52 302,22 302,53
Управление имуществом в сфере установленных функций 364,37 309,97 309,97
Повышение инвестиционной привлекательности города Омска 254,60 254,50 254,50
Итого: 37 637,76 34 490,37 32 633,07

Согласно требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, бюджет города Омска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов сформирован на основе муниципальных программ.

В городе Омске реализуются одиннадцать муниципальных программ. Общий объем программных расходов на 2025 год составил 37 637,76 млн. рублей (95,9 % от общей суммы расходов), на 2026 год — 34 490,37 млн. рублей (94,1 %), на 2027 год — 32 633,07 млн. рублей (92,2 %).

Распределение расходов по разделам классификации расходов бюджетов

2025 год 2026 год 2027 год
Общегосударственные вопросы 2 896,61 2 898,04 2 942,21
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 3,00 3,00 3,00
Национальная экономика 8 363,70 7 230,07 6 050,00
Жилищно-коммунальное хозяйство 2 557,08 2 406,90 2 414,27
Охрана окружающей среды 30,00 30,00 30,00
Образование 21 419,03 19 290,11 18 251,98
Культура, кинематография 1 084,65 1 055,79 1 078,16
Социальная политика 677,73 635,66 645,62
Физическая культура и спорт 1 168,88 1 201,19 1 172,51
Средства массовой информации 36,47 36,47 36,47
Обслуживание государственного (муниципального) внутреннего долга 1 000,00 1 300,00 1 600,00
Условно утвержденные расходы 0,00 570,00 1 173,00
Всего: 39 237,15 36 657,23 35 397,22
в том числе отрасли социальной сферы 24 350,29 22 182,75 21 148,27
удельный вес отраслей социальной сферы в общей сумме расходов, в % 62 61 60

Распределение расходов по ведомствам

Наименование ведомства Код 2025 год 2026 год 2027 год
Всего 33 550,10 30 389,84
Администрация Советского административного округа города Омска 901 143,14 122,71 122,71
Администрация Кировского административного округа города Омска 902 139,46 119,41 119,41
Администрация Ленинского административного округа города Омска 903 148,93 121,45 121,45
Администрация Октябрьского административного округа города Омска 904 132,01 113,52 113,52
Администрация Центрального административного округа города Омска 905 154,34 134,02 134,02
Управление делами Администрации города Омска 906 1 351,23 1 319,53 1 364,01
Департамент городского хозяйства Администрации города Омска 907 4 771,72 4 508,54 4 508,54
Департамент строительства Администрации города Омска 908 5 209,41 1 879,76 627,08
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска 909 382,15 429,64 437,10
Контрольно-счетная палата города Омска 911 53,64 53,64 53,64
Омский городской Совет 912 286,99 286,99 286,99
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 914 234,18 234,13 234,13
Департамент транспорта Администрации города Омска 916 2 780,44 2 980,44 2 980,43
Департамент культуры Администрации города Омска 918 1 851,23 1 850,60 1 850,61
Департамент финансов Администрации города Омска 920 1 247,55 1 578,45 1 878,45
Департамент образования Администрации города Омска 922 18 286,58 18 438,74 17 477,25
Департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска 923 1 376,72 1 389,39 1 388,07
Департамент жилищной политики Администрации города Омска 926 634,26 473,20 473,74
Департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска 929 53,17 53,17 53,17

Данные на 2025 – 2027 годы приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 11 декабря 2024 года № 204 «О бюджете города Омска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов».

Финансирование дефицита бюджета города Омска

Источники финансирования дефицита бюджета города Омска, млн. руб.
2021 год 2022 год 2023 год 2024 год 2025 год 2026 год 2027 год
Муниципальные ценные бумаги 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Кредиты банков 690,00 –3 917,04 457,05 857,00 2 253,35 1 708,67 1 436,67
Бюджетный кредит 0,00 4 460,00 0,00 0,00 -1 486,67 -1 486,67 -1 486,67
Прочие источники –20,76 -60,08 -275,53 455,12 0,00 0,00 0,00
Итого 669,24 482,88 181,52 1 312,12 766,68 222,00 -50,50


Данные за 2021 год приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 22 июня 2022 года № 424 «Об исполнении бюджета города Омска за 2021 год».

Данные за 2022 год приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 21 июня 2023 года № 73 «Об исполнении бюджета города Омска за 2022 год».

Данные за 2023 год приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 26 июня 2024 года № 155 «Об исполнении бюджета города Омска за 2023 год».

Данные на 2024 год приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 13 декабря 2023 года № 104 «О бюджете города Омска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» (в ред. от 11.12.2024).

Данные на 2025 – 2027 годы приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 11 декабря 2024 года № 204 «О бюджете города Омска на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов».

Оценка качества управления муниципальными финансами

2024 год

По результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципалитетах Омской области, проведенной Министерством финансов области по итогам 2023 года, присвоена II (средний уровень) степень качества.

2023 год

По результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципалитетах Омской области, проведенной Министерством финансов области по итогам 2022 года, присвоена II (средний уровень) степень качества.

2022 год

По результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципалитетах Омской области, проведенной Министерством финансов области по итогам 2021 года, присвоена II (средний уровень) степень качества.

2021 год

По результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципалитетах Омской области, проведенной Министерством финансов области по итогам 2020 года, присвоена I (высокая) степень качества.

Межбюджетные трансферты

►Удельный вес межбюджетных трансфертов в доходах бюджета города Омска можно посмотреть по ссылке.

2021 год 2022 год 2023 год 2024 год 2025 год 2026 год 2027 год
Межбюджетные трансферты, всего, в том числе: 13 554,54 19 573,11 24 447,04 25 984,11 16 775,03 13 864,76 11 942,42
Субвенции 8 050,01 9 598,32 10 626,16 11 987,98 11 803,19 11 920,07 11 942,42
Субсидии 4 324,34 8 472,83 12 312,87 12 532,19 4 658,90 1 631,76 0,00
Дотации 0,00 287,75 444,26 295,82 0,00 0,00 0,00
Иные межбюджетные трансферты 1 180,19 1 214,21 1 063,75 1 168,12 312,94 312,93 0,00

Нормативно-правовая база

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie