Омск
Официальный портал Администрации города Омска

Предприятия и организации

Октябрьский округ называют «промышленным сердцем» Омска. На его территории находится ряд крупнейших заводов: Филиал «ОМО им. П.И. Баранова» ФГУП «НПЦ Газотурбостроение «Салют», ОАО «Омскшина», ПО «Полет» филиал ФГУП ГК НПЦ им. М.В. Хруничева», ОАО «Сибирские приборы и системы», ОАО «Омский завод технического углерода», ОАО «Центральное конструкторское бюро автоматики», ОАО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения», ЗАО «Завод сборного железобетона № 6», ОАО «Автогенный завод», ФГУП НПП «Прогресс», ЗАО «Завод розлива минеральной воды «Омский» и другие предприятия.

Самолет на территории ПО им. П.И. Баранова

Во многом промышленное направление округа связано с эвакуацией военно-промышленных предприятий из прифронтовых районов страны на Восток в годы Великой Отечественной войны. Во время войны наш город стал важнейшим центром оборонной промышленности: до 80% продукции эвакуированных в Омск предприятий и старых заводов, перестроенных на военный лад, отправлялось на фронт.

Строительство шинного завода началось в Омске летом 1938 года, но к началу Великой Отечественной войны он еще оставался в стадии строительства. Сроки запуска завода, который должен был стать единственным производителем шин на Востоке страны, срывались. Правительство вынуждено было принять специальное постановление, на основании которого Наркомстрой направил в Омск с различных строек страны около тысячи квалифицированных рабочих. В первые месяцы войны в город прибыли рабочие-специалисты «Моспромстроя», Кудиновского и Ярославского сажевых заводов, а также эшелоны с заводским оборудованием для шинного производства из Москвы, Ленинграда и Ярославля.

Работа по установке оборудования шла в тяжелейших условиях: круглыми сутками его монтировали в холодных цехах, при минусовой температуре. 23 января 1942 года на заводе приступили к сборке первой шины, а через месяц завод уже изготовил более 500 шин.

Цех шинного завода

В 1952 году предприятие производило 14 моделей различных шин. В 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Омский шинный завод награжден орденом Ленина. В 1979 году отраслевое министерство принимает решение о создании производственного объединения «Омскшина». В 1992 году в результате приватизации предприятия создается АООТ «Омскшина». На сегодняшний день практически весь пассажирский транспорт Омска использует шины производства Омского шинного завода. Продукция «Омскшины» поставляется на комплектацию автомобилей КАМАЗ, СеАЗ, УралАЗ.

Становление ПО «Полет» состоялось на базе эвакуированных заводов – самолетостроительного завода № 166, созданного посредством московских эвакуированных авиазаводов № 156 (ныне ОАО «Туполев») и № 81 (ныне ОАО «Тушинский машиностроительный завод»), и омских заводов: автосборочного № 6 им. Коминтерна, завода автоприцепов и авиационных мастерских ГВФ. За годы Отечественной войны на омском «Полете» было изготовлено 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3500 истребителей Як-9, которые участвовали во всех крупных битвах, в том числе на Курской дуге и во время взятия Берлина. Всего с 1942 по 1945 годы выпущено более 3800 самолетов разных марок и модификаций. В числе специалистов конструкторского бюро был будущий основоположник советской космонавтики С.П. Королев.

После войны предприятие продолжило выпуск авиационной продукции. На нем производился лучший реактивный бомбардировщик того времени Ил-28, первый в мире гражданский реактивный самолет Ту-104. В конце 50-х годов завод перешел на выпуск боевых баллистических ракет, а затем космических аппаратов.

Работник одного из предприятий округа

В настоящее время предприятие развивается по трем направлениям: выпускает ракетно-космическую продукцию, авиационную технику, гражданскую продукцию и товары народного потребления, среди которых комплексы по очистке и окраске пассажирских вагонов, система очистки буревого раствора, теплообменники и трансмиссии, стиральные машины и сепараторы марки «Сибирь», а также кухонная мебель.

На территории округа находится моторостроительный завод им. П.И. Баранова, в цехах которого производятся двигатели для российских самолетов. До 1990 года продукция предприятия носила, в основном, оборонный характер; её выпуск составлял 72%. После конверсии производства стали выпускаться двигатели для гражданской авиации, а также коробки передач для автомобилей «Москвич-412», Иж-2126, мотокультиваторы «Крот» и более мощные модели «Сибиряк», «Омич-1», «Омич-2».

Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова

В мае 2007 года исполнилось 65 лет со дня основания Омского автогенного завода, история которого также начинается с первых военных месяцев. Его основной продукцией в годы войны являлся выпуск кислорода для нужд многочисленных оборонных предприятий города Омска, с 1945 года завод перешел на производство мирной продукции – кислорода, азота. Помимо этого, в настоящее время завод реализует аргон, углекислоту, смеси газов и оборудование для резки металла.

Настройка оборудования за заводе

В годы Великой Отечественной войны начал свою историю и омский завод технического углерода, на базе эвакуированного оборудования Ярославского и Кудинского заводов. Производимая заводом продукция имеет широкое применение в шинной, резинотехнической, лакокрасочной, обувной, металлургической промышленности, полиграфии, производстве полимеров и кабелей.

Заводской цех

Одним из старейших и ведущих предприятий России, занимающихся разработкой, изготовлением и испытанием малоразмерных авиационных газотурбинных двигателей и их узлов, является Омское моторостроительное конструкторское бюро, созданное на территории Октябрьского округа в 1956 году. В настоящее время основными направлениями деятельности предприятия являются: производство малоразмерных турбореактивных двигателей; капитальный и восстановительный ремонт, сервисное, гарантийное обслуживание двигателя ТВД-10Б, авторское сопровождение серийного производства и эксплуатации двигателя ТВД-20 и вспомогательной силовой установки для самолетов ВСУ-10. На сегодняшний день ОАО «ОМКБ» имеет собственное опытное производство и испытательный комплекс. Конструкторская, лабораторная, производственная и испытательная базы предприятия обеспечивают необходимый технический уровень создаваемой и выпускаемой продукции на всех этапах – от проектирования до сертификации, изготовления и ремонта. Всё это позволяет оставаться ему одним из ведущих в отрасли.

Агрегат

Наталья Елизарова, к.и.н., автор-составитель

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie