Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» впервые закрепил принцип, согласно которому негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16).
К видам негативного воздействия на окружающую среду пункт 2 статьи 16 Федерального закона относит:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
При этом, в силу статьи 16 Закона внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде — осуществление заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, предполагает обязанность этих лиц возместить вред окружающей среде, в том числе, когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 77).
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (часть 1 статьи 78).
При этом, как отметил Верховный суд РФ в пункте 37 Постановления Пленума от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», отсутствие такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. В этом случае определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.
В противоположность вышеизложенному размер платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
В зависимости от объемов воздействия устанавливаются нормативы платы за загрязнения в пределах допустимых нормативов, в пределах установленных лимитов и за пределами установленных лимитов (по ставкам для загрязнений в пределах установленных лимитов).
В силу статей 51 и 57 Бюджетного кодекса РФ нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты различных уровней составляют:
- 20% — в федеральный бюджет;
- 40% — в бюджеты субъектов РФ;
- 40% — в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
Вместе с тем, анализ практики прокурорского надзора показывает, что данный вид платы природопользователями зачастую вносится не в полном объеме или с нарушением установленных сроков.
При этом, наиболее эффективным стимулом, побуждающим предприятия вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, является применение меры административного воздействия.
В частности, статья 8.41 КоАП РФ предусматривает за «невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду» наложение административного штрафа:
- в отношении должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
- в отношении юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.
Размер шртафа, зачастую, в разы превышает размер невнесенного или несвоевременно внесенного платежа, а, следовательно, делает экономически нецелесообразным дальнейшее нарушение закона.
Прокуратура Кировского административного округа города Омска.