Семейный кодекс РФ и Гражданско-процессуальный кодекс РФ устанавливает обязательный судебный порядок усыновления (удочерения).
Такие дела рассматриваются в порядке особого производства, поскольку отсутствуют стороны, спор о праве и действует заявительный порядок судопроизводства с привлечением к участию в деле органов опеки и попечительства и прокурора (глава 29 ГПК РФ).
Именно прокурор компенсирует так называемую односторонность разбирательства в порядке особого производства. Непосредственное активное участие в процессе прокурор принимает в порядке статьи 189 ГПК РФ в форме заключения.
Следует отметить, что заседания по таким делам закрытые, что предполагает возможность привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления, предусмотренного статьей 155 Уголовного кодекса РФ, в том числе и прокурора.
При судебном рассмотрении заявления об усыновлении следует обратить внимание и на возможность фиктивного усыновления. Фиктивность является достаточно распространенной для частного права, ведь где есть законные интересы и гражданские права, там есть и злоупотребления этими правами.
Дела об отмене усыновления (удочерения) рассматриваются в порядке искового производства, поскольку оспариваются родительские права усыновителей либо последние отказываются от таких прав, и предъявляется соответствующее требование. Истцами могут выступать сам усыновленный (если он достиг возраста четырнадцати лет), орган опеки и попечительства или прокурор, приемный родитель соответственно.
При подаче соответствующего иска усыновителем прокурор также привлекается к участию в деле и может влиять на его исход.
Таким образом, участие прокурора по делам, связанным с усыновлением, не утрачивает свою значимость и актуальность. Нельзя переоценить важность дополнительной гарантии обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Старший помощник прокурора Ленинского административного округа города Омска, советник юстиции М. А. Хрестолюбова.