В последнее время в СМИ, в детских садах, да и сами родители большое внимание уделяют навыкам, которыми должен обладать будущий первоклассник. Существуют специальные стандарты дошкольного образования, которые четко регламентируют, что должен знать и уметь 6-7-летний ребенок. Однако, по словам Марии Шейнмаер, самое большое внимание нужно уделять именно психологической готовности ребенка к школе.
«Она включает в себя мотивацию: насколько ребенок замотивирован идти в школу, зачем он туда идет и какова цель: что он хочет делать в школе. Ну и конечно же здесь речь идет о таких аспектах, как развитие памяти, внимания, воображения, речи, которая очень сильно влияет на коммуникативную сферу – об этом тоже, конечно же, стоит помнить», - поясняет психолог.
Еще один немаловажный аспект – развитие усидчивости, проверить, готов ли ребенок в течение, например, 30 минут сидеть спокойно, как на уроке. Это тоже влияет на его дальнейшее обучение.
В идеале, родителям лучше начать подготовку ребенка за год до того, как он пойдет в школу – ведь даже в дошкольных учреждениях группа так и называется – «подготовительная», где постепенно воспитатели и психологи настраивают детей на то, что уже совсем скоро они вырастут и уйдут из детского сада.
Но в любом случае, нужно каждый день говорить ребенку о том, что уже совсем скоро он пойдет в школу. Важно не запугивать или рассказывать какие-то страшилки, а говорить о том, что его ждет новый, хороший и интересный этап в жизни.
«Также родителям нужно помнить о том, что при переходе из детского сада в школу ребенок проживает кризис 7 лет. Это когда ведущий вид деятельности – игровой – сменяется на обучение. И этот этап конечно же очень сложно пережить и родителям, и детям. Но, как и любой другой переломный период взросления, он заканчивается и его нужно пережить вместе», - рассказывает Мария Шейнмаер.
Поскольку в последний год в детском саду ведущим видом деятельности у ребенка является «игровой», готовить к школе его тоже нужно в игровом формате, через сюжетно-ролевые игры, чтобы ему было интересно, заставлять ребенка учиться не надо.
Если ребенок после первой недели обучения заявил о том, что не хочет ходить в школу, родителям нужно набраться терпения и разобраться в причинах. Нужен индивидуальный подход, и здесь имеет значение, насколько та картинка, которую сам себе придумал ребенок отличается от реальности, в которой он оказался. Возможно, эти ожидания не оправдались. Родителям нужно разговаривать с ребенком и донести до него информацию, что трудности, безусловно, есть и будут, однако он обязательно преодолеет их вместе с родителями. Адаптация к школе, в любом случае будет, но у всех детей она проходит по-разному. Она может пройти легко, в тяжелых случаях лучше подключить помощь психолога.
«Когда дети идут в первый класс многие родители отдают их в различные секции. Мало того, что меняется режим дня – нет дневного сна, у них, помимо школы, появляется еще дополнительная нагрузка и как следствие ребенок будет сильно уставать. Если занятия в секции начались еще в детском саду, то он сильно и не заметит нагрузки. Поэтому если в детском саду будущий первоклассник не ходил на дополнительные занятия, то лучше начать заниматься со второго класса или хотя бы со второго полугодия», - советует психолог.
Также Мария Шейнмаер отметила, что у первоклашек, в отличие от детей, которые уже побывали в школе хотя бы один год, проще с мотивацией. Их можно заинтересовать новым портфелем, красивыми тетрадками, новой социальной ролью, которую они еще ни разу не переживали.