Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд утверждено постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561.
Резервирование земель для муниципальных нужд — это функция по управлению земельными ресурсами, направленная на сохранение земельных ресурсов для успешного решения задач местного значения. Посредством резервирования вводится ограничение вещных прав на землю, в том числе запрет на их приватизацию, а также различного рода ограничения на использование земель, осуществление хозяйственной и иной деятельности в пределах зарезервированных земель.
Вопрос резервирования земель и изъятия земельных участков для муниципальных нужд продолжает сохранять свою актуальность. Причём, если в 2010 году основной акцент был сделан на резервировании земель, то в 2011 году такой акцент сместился в сторону изъятия земельных участков, расположенных в границах зарезервированных земель, и земельных участков, на которых расположены аварийные многоквартирные дома. В ближайшей перспективе тенденция на увеличение количества изымаемых земельных участков сохранится ввиду того, что на территории города Омска расположено более 500 многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
Статистика резервирования земель для муниципальных нужд в городе Омска со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (с 30 октября 2001 года)
По итогам 10 месяцев 2015 года решения о резервировании не принимались.
Со временем планируется перейти от точечного резервирования, осуществляемого в целях создания условий для размещения одного объекта капитального строительства, к комплексному резервированию, учитывающему зоны планируемого размещения объектов различных инфраструктур в пределах утверждённого проекта планировки или проекта межевания территории. Такой способ резервирования особо актуален для развивающихся территорий города Омска.
Эффективное использование земель, освобождающихся в связи со сносом аварийного и ветхого жилья, позволит привлечь инвестиции в данную сферу деятельности и будет способствовать развитию жилищного строительства в городе Омске.